Первая железная дорога в России

Первая железная дорога в России была построена в царствование императора Николая I. В 1837 году состоялось открытие дороги Санкт-Петербург — Царское Село. Она связала столицу империи с резиденцией императора, поэтому называлась в XIX веке Царскосельской.

Предыстория и строительство

Одним из атрибутов промышленного переворота в XIX веке стал железнодорожный транспорт. Первая в мире железная дорога сообщением Стоктон — Дарлингтон была открыта в графстве Дарем в Великобритании в 1825 году.

Первая железная дорога в России

Рис. 1. Первая железная дорога в России.

К началу XIX века в Российской империи существовали железные дороги на заводах, например, в 1788 году в Петрозаводске построили Чугунный колесопровод. В 1834 году в Нижнем Тагиле была построена первая в стране промышленная железная дорога протяженностью 3,5 километра. Ее спроектировали крепостные мастера Черепановы.

К 1834 году первая железная дорога была построена не только в Англии, но и в Австрии. Австрийский инженер Франц Герстнер прибыл в 1834 году в Россию и предложил Николаю I построить железную дорогу от Москвы до Петербурга, но на выгодных для себя условиях монополиста.

В результате ему разрешили построить только небольшой участок вблизи Петербурга. Строительство первой в России железной дороги финансировала частная компания, а почти все ее акции купил граф Алексей Бобринский, внук Екатерины II. Строительством руководил инженер Франц Герстнер. Почти все материалы были импортными. Ширина колеи составила 1829 мм, а протяженность железнодорожной линии — 27 километров.

Первая поездка состоялась 27 сентября 1836 года. Состав был без паровоза, его везли лошади. Первый паровоз в Россию привезли из Англии в октябре 1836 года. Торжественное открытие железной дороги произошло 30 октября 1837 года.

Царскосельская железная дорога

Рис. 2. Царскосельская железная дорога.

Эксплуатация

Осенью 1837 года составы ходили со скоростью порядка 40 верст в час. Они могли перевезти сразу 300 пассажиров. Для железной дороги в Великобритании закупили 6 локомотивов и более 60 вагонов разного типа.

Почетным гостем на открытии дороги стал император Николай I, а машинистом состава — инженер Франц Герстнер. Поездка до Царского села занимала около 30 минут. С апреля 1838 года железная дорога была полностью переведена на паровую тягу, а с мая появилось постоянное расписание и открылось движение до Павловска.

Эта небольшая железная дорога просуществовала до января 1900 года. При императоре Николае II ее включили в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и перешили на стандартную для России колею в 1524 мм.

В 1840-е на линии Петербург-Царское Село проходили практику путейцы, которые позже работали на Николаевской железной дороге.

Почти все паровозы на ней были импортные: английские, германские, бельгийские. Два изготовили в Петербурге. Они имели личные имена — Проворный, Орел, Мария и т. д.

В вагонах не было освещения и отопления. Они могли быть с крышей и без нее. Самые комфортные назывались «берлины» и вмещали 8 пассажиров.

Начало железнодорожного строительства в Российской империи связано с правлением императора Николая I и деятельностью графа Петра Клейнмихеля, который в 1840-е годы был управляющим путями сообщения. Результатом деятельности этого человека стало открытие в 1851 году ж/д дороги, которая соединила города Москву и Петербург.

Император Николай I

Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Строительство Царскосельской железной дороги стало первым крупным событием в сфере железнодорожного транспорта в России. Торжественное открытие произошло 30 октября 1837 года. Следует знать, кто построил первые железные дороги с паровой тягой, которые соединили столицу с Царским Селом и Москвой: австрийский инженер Франц Герстнер.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком городе была построена первая в России промышленная железная дорога?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 10.

Предметы