Первая железная дорога в России
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 99.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 99.
Первая железная дорога в России была построена в царствование императора Николая I. В 1837 году состоялось открытие дороги Санкт-Петербург — Царское Село. Она связала столицу империи с резиденцией императора, поэтому называлась в XIX веке Царскосельской.
Предыстория и строительство
Одним из атрибутов промышленного переворота в XIX веке стал железнодорожный транспорт. Первая в мире железная дорога сообщением Стоктон — Дарлингтон была открыта в графстве Дарем в Великобритании в 1825 году.
К началу XIX века в Российской империи существовали железные дороги на заводах, например, в 1788 году в Петрозаводске построили Чугунный колесопровод. В 1834 году в Нижнем Тагиле была построена первая в стране промышленная железная дорога протяженностью 3,5 километра. Ее спроектировали крепостные мастера Черепановы.
К 1834 году первая железная дорога была построена не только в Англии, но и в Австрии. Австрийский инженер Франц Герстнер прибыл в 1834 году в Россию и предложил Николаю I построить железную дорогу от Москвы до Петербурга, но на выгодных для себя условиях монополиста.
В результате ему разрешили построить только небольшой участок вблизи Петербурга. Строительство первой в России железной дороги финансировала частная компания, а почти все ее акции купил граф Алексей Бобринский, внук Екатерины II. Строительством руководил инженер Франц Герстнер. Почти все материалы были импортными. Ширина колеи составила 1829 мм, а протяженность железнодорожной линии — 27 километров.
Первая поездка состоялась 27 сентября 1836 года. Состав был без паровоза, его везли лошади. Первый паровоз в Россию привезли из Англии в октябре 1836 года. Торжественное открытие железной дороги произошло 30 октября 1837 года.
Эксплуатация
Осенью 1837 года составы ходили со скоростью порядка 40 верст в час. Они могли перевезти сразу 300 пассажиров. Для железной дороги в Великобритании закупили 6 локомотивов и более 60 вагонов разного типа.
Почетным гостем на открытии дороги стал император Николай I, а машинистом состава — инженер Франц Герстнер. Поездка до Царского села занимала около 30 минут. С апреля 1838 года железная дорога была полностью переведена на паровую тягу, а с мая появилось постоянное расписание и открылось движение до Павловска.
Эта небольшая железная дорога просуществовала до января 1900 года. При императоре Николае II ее включили в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и перешили на стандартную для России колею в 1524 мм.
В 1840-е на линии Петербург-Царское Село проходили практику путейцы, которые позже работали на Николаевской железной дороге.
Почти все паровозы на ней были импортные: английские, германские, бельгийские. Два изготовили в Петербурге. Они имели личные имена — Проворный, Орел, Мария и т. д.
В вагонах не было освещения и отопления. Они могли быть с крышей и без нее. Самые комфортные назывались «берлины» и вмещали 8 пассажиров.
Начало железнодорожного строительства в Российской империи связано с правлением императора Николая I и деятельностью графа Петра Клейнмихеля, который в 1840-е годы был управляющим путями сообщения. Результатом деятельности этого человека стало открытие в 1851 году ж/д дороги, которая соединила города Москву и Петербург.
Что мы узнали?
Строительство Царскосельской железной дороги стало первым крупным событием в сфере железнодорожного транспорта в России. Торжественное открытие произошло 30 октября 1837 года. Следует знать, кто построил первые железные дороги с паровой тягой, которые соединили столицу с Царским Селом и Москвой: австрийский инженер Франц Герстнер.
Тест по теме
- /10Вопрос 1 из 10
В каком городе была построена первая в России промышленная железная дорога?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.