Реформа образования Александра 2

В годы правления императора Александра II в Российской империи был проведен ряд реформ, которые охватили разные сферы общественной жизни. Не стало исключением среднее и высшее образование. Начало образовательной реформы относится к 1863–1864 годам. Следует понимать ее суть, плюсы и минусы, а также цели, которые ставило правительство Александра II в деле развития высшего и среднего образования.

Содержание реформы высшего образования

Уровень народного образования в Российской империи в середине XIX века был ниже большинства стран Европы. От государства требовались шаги по улучшению ситуации в этой сфере.

Император Александр II

Рис. 1. Император Александр II.

Датой проведения реформы высшего образования следует считать 18 июня 1863 года. Тогда был принят университетский устав. Он стал самым либеральным за весь период истории Российской империи.

Подготовка устава шла с конца 1850-х годов. Важную роль в этом играли профессор Константин Кавелин, князь Григорий Щербатов и министр народного просвещения Евфимий Путятин. Он занимал эту должность несколько месяцев в 1861 году. С его деятельностью связаны некоторые нововведения в области образования, например, зачетные книжки. Однако он был отправлен в отставку по причине своей некомпетентности и из-за студенческих волнений.

В конце 1861 года его сменил министр Александр Головнин. При нем была проведена всесторонняя разработка университетского устава, который включал в себя 12 глав. Основными положениями устава стало:

  • утверждение в составе каждого университета 4 факультетов (медицинский, юридический, историко-филологический, физико-математический);
  • выборы ректора раз в 4 года;
  • создание университетского суда;
  • студентом можно было стать с 17 лет, ему требовалось окончить гимназию;
  • университеты считались императорскими, они получали больше самостоятельности в делах внутреннего управления.

В период деятельности министра Александра Головнина открылся Новороссийский университет в Одессе. В 1866 году на посту министра его сменил Дмитрий Толстой. В следующие 15 лет в России открылись университеты в Томске и Варшаве, высшие женские курсы в Москве и историко-филологические институты и в Нежине и Петербурге.

Народное образование в Российской империи

Рис. 2. Народное образование в Российской империи.

Реформа среднего образования

Школьное образование в Российской империи в годы правления Александра II было представлено земскими школами и городскими гимназиями. Самыми массовыми и простыми школами для выходцев из крестьянской среды, после появления земств в 1864 году, стали земские школы, которые также называли народными училищами. В них предполагался 3–4-летний учебный курс с преподаванием русского языка, арифметики и Закона Божьего.

Учебными заведениями более высокого уровня стали реальные училища и классические гимназии. Их реформированием занимался министр народного просвещения граф Дмитрий Толстой в 1871 году. Только выпускники гимназий получили право поступления в университет. С 1872 года реальные гимназии преобразовали в реальные училища. Образование в них было семилетним и выпускников до 1888 года не брали в университеты, но принимали в институты. Разработкой реформы занимался известный публицист и профессор Михаил Катков.

Итогом реформы стало сокращение преподавания литературы, но увеличение объемов математики, латыни и греческого. В 1862 году в России появились и женские гимназии. Уровень образования населения за 25 лет царствования Александра II заметно вырос, но все равно отставал от уровня, например, Германии.

Реальное училище Российская империя

Рис. 3. Реальное училище Российская империя.

Что мы узнали?

Кратко реформу образования Александра 2 проходят в школьном курсе истории 8 и 10 класса. В ее ходе был принят университетский устав 18 июня 1863 года. Реформа была нацелена на повышение уровня образования в Российской империи.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Кто был министром народного просвещения Российской империи 1861 году?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 13.

Предметы