Электроскоп

4.3

Для исследования электрических явлений ученые ставили эксперименты и придумывали различные приборы. Одним из таких приборов является электроскоп, название которого происходит от двух греческих слов: электрон (янтарь) и скопео (обнаруживать). С помощью электроскопа обнаруживают электрические заряды и измеряют их величину.

Кто придумал электроскоп?

Одним из первых исследователей электричества признается древнегреческий философ Фалес Милетский (VII век до н.э.), который обратил внимание на то, что если потереть кусок янтаря шерстью, то к янтарю будут притягиваться небольшие предметы. Такова история происхождения слова электрон, которым теперь называют одну из главных элементарных частиц — носителя отрицательного заряда.

Электризация, расческа, бумага
Рис. 1. Электризация, расческа, бумага.

Изобретателем электроскопа считается английский исследователь Уильям Гилберт. Первый прибор он изготовил в 1600 году. В последующие годы электроскоп был усовершенствован усилиями многих ученых, но основные принципы его работы остались неизменными.

Устройство электроскопа

Принцип действия этого прибора основан на явлении отталкивания тел, заряженных одноименными зарядами (положительными или отрицательными).

Электроскоп
Рис. 2. Электроскоп.

К одному концу металлического стержня прикреплены две тонкие полоски металлической фольги. Когда ко второму концу стержня (электрода) подносят заряженный предмет (например, эбонитовую палочку), то полоски металла отталкиваются друг от друга, образуя перевернутую английскую букву V. Это происходит из-за того, что заряды от предмета перетекают по стержню на металлические полоски, которые оказываются заряженными зарядами одинаковой полярности. В результате, полоски отталкиваются друг от друга. Чтобы исключить влияние воздушных потоков, стержень с полосками размещают под стеклянным колпаком.

Что можно определить с помощью электроскопа

Если к заряженному электроскопу прикоснуться телом, у которого заряд противоположного знака, то угол между полосками уменьшится. Таким образом с помощью электроскопа определяют знак и величину заряда, которым наэлектризованы полоски. Принцип работы электроскопа применяется в приборах, которые называются дозиметрами. С помощью дозиметров обнаруживают и измеряют количество (дозу) различных видов излучений (заряженных частиц) от радиоактивных материалов.

Пример дозиметра
Рис. 3. Пример дозиметра.

Кроме демонстрации электрических эффектов, этот прибор используют также для измерения электрических токов.

Итак, мы узнали как устроен физический прибор, называемый электроскопом. С помощью него можно обнаруживать и измерять электрические заряды, а также демонстрировать их взаимодействие друг с другом. Этот прибор сыграл важную роль на ранних стадиях изучения электрических явлений. С помощью него ученые смогли изучить многие свойства электрических зарядов.

Электроскоп - это прибор для обнаружения: